Гость ведущего рубрики «Другой ты» Валихана Тена — президент Казахстанской федерации велоспорта, казахстанский бизнесмен Нурлан Смагулов.

— Нурлан, вы не только президент Казахстанской федерации велоспорта, вы еще и сам «яростный» велогонщик. Как давно возникло увлечение байком?

— Велоспорт в мою жизнь вошел не сразу, в детстве я вообще не катался на велосипеде, точнее, у меня его и не было. Научился ездить на велосипеде в 13-14 лет, это совсем поздно для мальчишки. Потом увлекся мотоциклом, попал в аварию, мне уже было 36 лет, такой опасный возраст – мүшел жас. И после того как я побыл полгода в аппарате Илизарова, я понял, что на мотоциклах больше гонять не буду. Но, знаете, очень хотелось участвовать в гоночных соревнованиях, и я выбрал велоспорт. И вот уже почти лет 18 увлекаюсь велоспортом, и 10 лет — конкретно шоссейным велоспортом. Это очень подходит к моему характеру – здесь нужно работать командой, обязательно нужно довести всех до финиша, помочь слабым.

— Вы помните свой первый велосипед?

— Он до сих пор стоит в гараже, Calvin желтого цвета. Его купил мой товарищ Эдуард Казарян, привез его из Америки в 90-х годах. Байк и по тем временам выглядел как-то футуристично, и сейчас так же смотрится. Я на нем впервые поднялся на Медеу, тогда весил где-то за 105 килограммов, было очень тяжко, но я поставил себе задачу и выполнил ее.

— Говорят, вы и в командировки с собой велосипед берете?

— Байк всегда и везде со мной, куда бы я ни ехал: в Сингапур, в Америку, в Эмираты. Был смешной случай: я путешествовал на круизном корабле, и мы высадились на каком-то острове. Ну, думаю, от души покатаюсь! Но остров оказался настолько маленьким, что там негде было даже на самокате разогнаться. Я разобрал велосипед и потом неделю на него смотрел на корабле, так ни разу и не прокатился.

— Как часто вы тренируетесь?

— По возможности достаточно часто, в неделю 2-3 раза удается проехать. Зимой реже — раз в неделю на станке в фитнес-клубе.

— У вас есть любимые маршруты?

— Самый любимый маршрут – это вокруг Алматы. У нас есть команда Almaty Bro Team, вот мы и катаемся. Начинаем старт красиво на Аль-Фараби, потом спускаемся по Саина вниз (что уже менее романтично), заезжаем в индустриальную зону, там делаем пару кругов, потом едем по объездной дороге через аэропорт в Бораладае, потом — через 70-й разъезд, через аэропорт, выезжаем по Кульджинке на Восточную объездную и замыкаем все опять на Аль-Фараби. Круг получается 60-65 километров. Едем мы в пробках, вместе с грузовиками, автобусами, у нас нет никакого спецсопровождения. Иногда бывают очень лихие ситуации. Вообще, проехаться по улицам Алматы – это весьма экстремально. Есть у нас еще симпатичные маршруты — поездки на Медеу, в Алмарасанское, Каскеленское ущелья. Ну а самым любимым маршрутом является маршрут в Тургеньское ущелье. Очень интересный маршрут, занимает 3 часа.

— Велоспорт – демократичный вид спорта?

— Очень. Когда пелотон (от французского peloton — «клубок, ком, рой» — основная группа гонщиков в спортивной гонке — ред.) разгоняется по трассе и идет 50-60 километров в час, то какой бы ты крутой президент федерации ни был, это не считается. Если ты выпадаешь из пелотона, то тебя никто не будет ждать. Также ты должен «крутить смену», это когда ты едешь впереди, берешь на себя сопротивление воздуха, и остальным ехать легче, потом тебя меняют. В велоспорте считается не по-джентльменски, если ты будешь ездить только в пелотоне и не крутить смену, и я эти смены кручу как миленький.

— Какие у вас прогнозы насчет дальнейшего развития велоспорта, в том числе любительского?

— Я считаю, что велоспорт в Казахстане развивается бурными темпами, и профессиональный, и любительский. Только в Алматы уже несколько команд, которые выступают организационно — со своей велоформой, со своими девизами. Любительский велоспорт в Казахстане будет развиваться – у нас есть традиции, у нас есть шикарные маршруты вокруг Алматы, на севере страны, на востоке, на юге и на западе. У нас есть, наконец, наш чемпион — Александр Винокуров!

— Что вас заставило стать главой федерации?

— Я пришел на эту должность, можно сказать, случайно. До этого несколько лет был спонсором Astana Pro Team, также и у нас с Винокуровым есть команда – Vino Astana Motors. Но не хотел я быть спортивным функционером, потому что это утомительно: надо все время куда-то ходить, уговаривать, вышибать деньги, вступать в какие-то разговоры с чиновниками. Мне этого не хотелось, но пришлось согласиться, потому что все члены федерации велоспорта проголосовали за мою фамилию. А потом, когда я с головой окунулся в эту работу, почувствовал, что это ответственная миссия, и сомнения исчезли. В конце февраля 2020 года я познакомился в Берлине на чемпионате мира по треку с президентом UCI (Union Cycliste Internationale — Международный союз велосипедистов — ред.) Давидом Лапартьеном. Он мне с таким вдохновением рассказал про перспективы велоспорта, что я просто загорелся его оптимизмом. Вы знаете, что велоспорт – третий спорт в мире по количеству олимпийских комплектов золотых медалей после легкой атлетики и плавания. 22 комплекта золотых медалей разыгрывают на Олимпиадах! Нам есть куда стремиться. Например, есть такой олимпийский вид велоспорта, как BMX, а у нас и сборной-то нет. Отмечу, что это более безопасный вид, потому что на тренировках и стартах спортсмены не выезжают на дороги, все дело происходит в BMX-парках, очень зрелищно! Мы сейчас договариваемся с правлением UCI провести чемпионат мира в следующем году либо в Алматы, либо в Нур-Султане. Но для этого мы должны купить этот BMX-парк и установить его. У нас очень большие планы провести чемпионат мира по треку, мы встали в очередь на 2027 год. В целом, я полагаю, у Казахстана есть большие шансы стать велосипедной державой. Мы выигрываем все чемпионаты Азии, вот Алексей Луценко в прошлом году из Индонезии принес нам две золотые медали, это очень круто, что у нас есть такие гонщики! У меня есть надежда, что это будет второй Винокуров: впитывает в себя его лучшие традиции, у него есть амбиции, дисциплина, и с головой он дружит, что очень важно в нашем виде спорта. Есть расхожее понятие про Astana Pro Team, что это команда, в которой участвуют итальянцы, датчане и так далее. Но я вам скажу: профессиональный спорт набирается не по паспортам, а по достижениям и способностям. В нашей команде 27 гонщиков, и 9 из них казахстанцы. И это очень приятно, что аж девять казахстанских гонщиков настолько профессиональны, что принимают участие во всех больших гонках мира.

— Вы единственный руководитель велоспортивной федерации в мире, который разрешил проводить совместную гонку профессионалов и любителей. Это такой маркетинговый ход?

— Вы имеете в виду Tour of Almaty — одну из крупнейших велогонок в Средней Азии? Там много нюансов. Первое время гонка находилась под критикой: мол, она придумана для небольшой группы профессиональных спортсменов, люди не понимали, зачем ради них перекрывают на три дня улицы города. Любители велоспорта также просили нас разрешить стартовать на профессиональной трассе вместе с профессионалами. Мы эту критику учли и сделали совместный старт. Думаю, это будет большим спортивным праздником. Самым интересным будет групповой раздельный старт, когда команды по 6 человек будут ехать всего пять километроа. Это будет очень мощный спринтерский заезд с очень короткими и быстрыми сменами. Сначала любители — 10 команд, потом — 14 команд профессионалов. Мы ожидаем, что гонка вызовет большой интерес у алматинцев. Во второй день в индустриальной зоне будут гонять профессионалы, но мы сделаем детский старт, в котором могут принять участие маленькие велогонщики, а третий день вообще станет легендарным. Маршрут будет проходить по Аль-Фараби до Восточной объездной. Предположительно, профессионалы будут 9-10 кругов мотать с финишем на Шымбулаке, а любители могут стартовать от MEGA Alma-Ata и финишировать на Медеу. Детали еще дорабатываем.

— Есть ли у вас в планах привнести новые технологии в подготовку спортсменов?

— Сейчас вся база казахстанского велоспорта держится на тренерах, которые еще тренировали в советское время. Конечно, у этих наставников есть большой опыт, своя школа, и я не хочу сказать, что это плохая школа. В конце концов, если они воспитали олимпийского чемпиона, значит, эта школа работает. Но мир быстро уходит вперед, появилось много новых методик. Поэтому в федерации есть идея использовать нашу команду Astana Рro Тeam как базу для новой методологической культуры. Также мы хотим создать Региональный центр обучения тренеров и спортсменов на базе ЦОП (Центр олимпийской подготовки) в Нур-Султане. У нас есть шикарный велотрек на 9 тысяч зрителей, и там мы сможем сделать отличную базу для подготовки наших спортсменов. Наконец, у нас есть намерения приглашать тренеров со всего мира. Сейчас по BMX ведем переговоры с латышскими тренерами, потому что там есть прогресс, есть олимпийские чемпионы. По треку у нас уже российские специалисты работают, и этого не надо стесняться, надо заимствовать опыт, потому что многие дисциплины вообще отсутствуют в Казахстане. Нужны будут деньги, и здесь мы будем работать с НОК и привлекать спонсоров.

— Если человек хочет начать заниматься велоспортом – где он может это сделать?

— Сегодня очень много энтузиастов развивают велоспорт, почти во всех фитнес-клубах есть секции. А тем, кто живет в Алматы, могу посоветовать выехать на проспект Аль-Фараби и встать в наш пелотон, никто вас не прогонит, если, конечно, вы сможете ехать в нашем темпе. У нас очень дружная команда: два-три бизнесмена, учителя физкультуры, менеджеры, пенсионеры. Очень демократичный народ!

— В завершение нашего разговора прошу дать совет всем, кто хочет заняться велоспортом.

— Мы сейчас находимся в очень сложном состоянии. Экономический кризис, коронавирус — все это обрушилось на наши плечи. Но мы не должны терять оптимизма, мы должны заниматься своим телом, своим духом, должны думать о завтрашнем дне, о наших детях. Тем более нельзя забывать о физической культуре. Мы можем открыть окно и, глотнув свежего воздуха, заниматься нашим любимым спортом в квартире. Закончится карантин, и мы выйдем на наши улицы, будем гонять на Медеу и завоюем много-много медалей. Всем здоровья, выдержки и процветания нашей стране!

Источник: https://youtu.be/EINw7f9yWkc