НОК продолжает интерактивный проект с участием спортсменов сборной Казахстана. Очередным гостем «Дома с #teamkz» стал обладатель олимпийской лицензии по велоспорту на треке Артем Захаров. В онлайн-интервью Olympic.kz он рассказал о моменте с завершением карьеры, вспомнил яркую гонку, оценил свои навыки и рассказал историю с неудачной логистикой велосипедов.

О времени на карантине

Как проходит мой карантин? Тренировки, отдых, просмотр сериалов и фильмов, провожу время за играми. В общем, как и у многих. Ничего необычного. Что касается  тренировок, то проходят они с различной интенсивностью. Работаю на велотренажере, уделяю внимание общей физической подготовке. Есть короткие занятие, есть длинные.

О своем сезоне

Если брать сезон с самого начала в велоспорте на треке — сентябрь 2019 года по март 2020-го- то в целом я остался им доволен. Выступил на этапах Кубка мира, где показал хорошие достойные результаты, попал на подиум, завоевал важные рейтинговые очки. Завершил его десятым местом на чемпионате мира, что в итоге мне принесло лицензию на Олимпийские игры. Отбор велся в течение двух лет, и процесс получился довольно сложным и тяжелым: два чемпионата мира, два чемпионата Азии, 12 этапов Кубка мира. Из них в зачет шли шесть лучших результатов, показанных на ЭКМ.

О переносе Олимпиады

Считаю, что это плюс. Мы сейчас лишены возможности полноценно тренироваться. Невозможно было бы подойти к Играм в оптимальной форме. Просто не удалось бы набрать форму, так как сейчас нет интенсивности.

Что изменилось с момента участия в Олимпиаде-2016

Сейчас я более опытен, техничен. Раскрыл свои сильные стороны, а также набрал в тактическом плане. Есть качественные изменения, поэтому к Играм в Токио я подхожу другим, чем был тогда, в Рио. Также меняются и соревновательные программы. Особенно это касается омниума. Разные от Игр к Играм подсчет очков, само проведение видов. В Токио все четыре старта будут в один день. Причем разница между ними будет 30 минут. Так что довольно динамично все будет происходить. Времени на отдых практически не будет. И мне такой формат больше подходит. Состоялись два этапа Кубка мира, в рамках которых в тестовом режиме омниум был именно таким, какой будет на ОИ. И я показал достойный результат.

О совмещении с выступлениями на шоссе

В этом сезоне проехал только одну гонку. И календарь остановился. Я выступил в Саудовской Аравии, после чего отправился на чемпионат мира. А затем, как вы все знаете, спорт в принципе остановился. Выступаю за команду с 2016 года. И этот опыт мне очень много дает. Большая база набирается именно во время выступления на шоссе. Команда меня очень сильно поддерживает, предоставляет все необходимые условия и тренировочный материал. На шоссе ведь более длинные дистанции, также работаю на скорость, на скоростную выносливость. Я езжу в основном холмистые и равнинные гонки. Очень хорошая подготовка.

Любимый велотрек

Все треки имеют отличия. Где-то скоростнее, где-то вираж сильнее. Также есть разница в покрытии. Влажность влияет, температура и так далее — множество факторов влияют на выступления. Мне по душе треки в Новой Зеландии и Гонконге. Там плотность дерева подходящая. Даже когда едешь, ощущаешь это. Плюс мне там очень везет. Я не скажу, что европейские треки не подходят. Кстати, в Берлине очень хорошо построен комплекс.

Как пришел в этот вид спорта

Я пришел в велоспорт в 2002 году. В школу пришел тренер работать учителем физкультуры, набирал группу. Сказали, что будут давать велосипеды тем, кто начнет тренироваться. Меня это заинтересовало, так как любил велосипеды, кататься на них. И туда буквально все повалили ребята. Я пошел на второй день. Начал тренироваться. Первые три месяца работали на «физику». Ни о каких велосипедах речь не шла (улыбается). Потом завезли советские велосипеды. Я получил свой экземпляр.  Мне в итоге понравилось. В итоге закрутилось, завертелось. И в 2004 году как перспективного взяли со старшими ребятами на соревнования по велоспорту на треке в Алматы. Это было что-то новое для меня. Но продолжал ездить на шоссе. Несколько позже стоял вопрос завершения карьеры, так как результаты особо не росли. В 2008 году попробовал себя уже в велотреке и у меня сразу пошло все в гору.

История с неудачной логистикой велосипедов

Много раз бывало такое. Летели на Кубок мира в Мексику. И в одном из аэропортов пересадка была полтора часа. Причем багаж надо было получать, потом снова сдавать. А у нас на каждого по два велосипеда, запасные колеса. В итоге мы прилетели в Мексику, а багаж только через четыре дня. Другой случай был такой, что летели в Лондон. И наш багаж улетел в Хельсинки. В итоге пришлось просить хоть какой-то велосипед, чтобы хоть потренироваться. А вообще довольно часто что-нибудь случается.

Об экипировке

Сейчас все основано на аэродинамике. Очень далеко шагнули в этом — велосипеды просто космические. Колеса, детали, рули — все изменилось. Производители настолько заморачиваются, что влияют уже даже каждые граммы, формы и сплавы. Даже разработка касок уже настолько прогрессирует, что ни один волосок не будет торчать — все обтекаемо. Все персонально для гонщиков делается. Даже носки. Ведь бьемся уже на миллисекунды. И каждая мелочь решает. Так что в плане разработки экипировки сейчас удивительное время.

Самые запоминающиеся гонки

Для меня все гонки, в которых я попал на подиум, являются памятными. Все их помню, как будто они были вчера. Одна из таких — это чемпионат Азии. В первый день мы начали хорошо, но завершили четвертыми. Я был расстроен. На следующий день в мэдисоне с напарником могли финишировать вторыми, но нас дисквалифицировали. Наконец, в омниуме на третий день собрал всю злость после предыдущих неудач, выступил и выиграл.

О конкуренции

Сейчас считаются со мной. Каждую мою атаку пресекают еще на ранней ее стадии. Следят за мной, едут за мной. И если лет пять назад ни во что не ставили, то сейчас уже считаются. Раньше как было? Уезжаешь в атаку, и все думали: «А, это казахстанец. Догоним его». Сейчас все иначе. Плюс я сам почувствовал силу. Ведь на этапах Кубка мира, на чемпионате мира обхожу многих лидеров, а также тех, кто выступит на Играх.

Напомним, Артем Захаров имеет за плечами опыт выступления на Олимпиаде. Он представил страну в 2016 году в Рио. И на сегодняшний день он является обладателем лицензии в Токио. Ее он завоевал по итогам насыщенного сезона, где практически решающим стало выступление на чемпионате мира, где он стал десятым. Видео интервью доступно на странице в Instagram @olympic.kz

Фото: Olympic.kz