Генеральный секретарь Федерации велоспорта Асем Кунакбаева дала большое интервью казахстанскому спортивному порталу Prosports.kz, где ответила на актуальные вопросы и поделилась планами развития этого вида спорта в стране.

- Будет ли принята какая-то программа, чтобы сильные казахстанские гонщики не завершали карьеру в 29 лет? К примеру, рано завершил Жандос Бижигитов, а действующий чемпион Азии и страны Даниил Фоминых с трудом сумел продолжить карьеру.
- Во-первых, нужно понимать, что профессиональный пелотон с каждым годом молодеет, многие нынешние андеры сегодня на порядок выше действующих профессионалов. И для казахстанского велоспорта – это тоже тренд. Если говорить об «Астане», то в команде мы видим таких сильных молодых гонщиков как Евгений Федоров, Глеб Брусенский, Вадим Пронский. Всем им нужна «прописка» в Мировом-туре, чтобы развивать свои навыки и расти, чтобы в дальнейшем достойно защищать страну. С каждым годом возрастает конкуренция, и состав казахстанских гонщиков нужно обновлять. В то же время есть казахстанские гонщики, которые продолжают выступать на хорошем уровне и, несмотря на возраст, остаются полезными команде. Конечно, расставаться с казахстанскими гонщиками – это всегда болезненный вопрос для всех нас, как для «Астаны», так и для федерации. Но мы точно знаем, что наши велосипедисты не пропадут. Каждый профессиональный спортсмен знает, что карьера может прерваться в любой момент, у каждого есть запасной план, у каждого есть образование. Даниил вернулся в Алматы, ему нашлось место «играющего тренера» в континентальном клубе Almaty Cycling Team, Бахтияр Кожатаев вернулся в Северо-Казахстанскую область, где сначала был массажистом в команде Vino-Astana Motors, а сейчас тренирует юниоров. Жандос Бижигитов решил остаться в Испании и стал частью профессионального штата «Астаны». Здесь все очень индивидуально и, думаю, подгонять всех под единую программу не совсем правильно.

1

- Как вы думаете, что весь казахстанский шоссейный велоспорт зависит от одной команды «Астана» и в первую очередь туда стремятся попасть наши гонщики?
- Несомненно, я думаю, все шоссейные гонщики мечтают построить карьеру в профессиональном велоспорте. И «Астана» - это отличный стимул и мотивация для них. Это как своего рода финальное звено «социального лифта» молодого велосипедиста. Гонщикам есть к чему стремиться, для чего тренироваться и показывать результаты. Не будь «Астаны» - такого велосипедного «бума» в Казахстане бы точно не было. Помимо профессионального клуба Мирового-тура в нашей стране есть и другие команды, и многие гонщики стремятся попасть и туда. Та же команда Vino-Astana Motors, которая последние годы делает ставку на европейский гоночный календарь, проводит хорошую работу по взращиванию велосипедистов. В планах количество клубов в стране только наращивать. К примеру, к этому году мы практически реанимировали алматинский клуб, который выступает под новым названием Almaty Cycling Team, в столице был создан клуб Nur-Sultan Cycling Team. К тому же, мы все понимаем, что в любой стране мира в профессиональный мировой пелотон попадают только самые талантливые выходцы. Не стоит забывать, что казахстанские гонщики также выступают и в других клубах. Андрей Зейц выступает за австралийскую команду Team BikeExchange, Антон Кузьмин выступает за российскую Gazprom-RusVelo, три казахстанские девушки Махаббат Умутжанова, Осим Акпеил и Фаина Потапова в основном составе Dubai Police Cycling Team из ОАЭ. Тем не менее, в наших целях создание клубной системы в Казахстане, где у каждого спортсмена будут зарплата и нормальные условия. Гонок в мире проводится огромное количество, где спортсмены имеют возможность зарабатывать неплохие деньги на призовых и так далее. Мы уверены, что чем больше в стране будет команд, тем больше конкуренции и больше возможностей для развития.

- Что делается федерацией, чтобы больше казахстанских континентальных команд и гонщиков, чтобы зарабатывать очки в рейтинг UCI для увеличения квот на ЧМ и Олимпиаду?
- В планах наращивание количества континентальных клубов внутри страны, чтобы спортсмены имели возможность выступать больше и зарабатывать, таким образом, больше очков в рейтинг страны. Что касается сборных команд, то не стоит забывать, что весь 2020 год наши спортсмены фактически просидели в локдауне, да и календарь 2021 года вышел не таким насыщенным, как раньше. Это тоже отразилось на рейтинговых очках. В дальнейшем, как только границы полноценно откроются, соревновательный календарь наших гонщиков будет также расширен. Если говорить о планах Федерации, то несмотря на пандемию и сложности с финансированием, мы уже вошли в 2021 год с тремя континентальными клубами. Стоит отметить, что большинству этих клубов напрямую оказывает поддержку «Фонд Нурлана Смагулова». На содержание одной только Nur-Sultan Cycling Team в этом году Фондом было выделено 30 миллионов тенге. Ведутся переговоры по созданию континентальной команды для андеров, команды для юниоров, по мере достижения договоренностей обо всех новостях мы будет дополнительно сообщать.

- Что у нас происходит в женском шоссейном и трековом велоспорте? Нас нет на крупных соревнованиях, таких как чемпионат мира и Олимпиада.
- Что касаемо женского велоспорта, то мы оказались в таком промежутке времени, когда большинство женщин в категории «элита» завершили карьеру, а юниорки только подрастают. Но подрастающее поколение есть. Женщин в принципе стало в велоспорте больше. На прошедшем чемпионате мира по велоспорту на треке одна из наших гонщиц – Юлия Голубкова стала бронзовой призеркой в спринте. На чемпионате мира по велоспорту на шоссе тоже выступали юниорки. Но если говорить о проблемах в целом, то, конечно, на развитие женского велоспорта сильно повлияло закрытие континентальной команды Astana Women’s Team, финансирование которой было сокращено несколько лет назад. Так же, как и на трековый велоспорт сильно повлияло закрытие когда-то трековой команды Astana Track Team. Но мы работаем над тем, чтобы эти клубы восстановить. Кстати, возрождение трековой команды, которую закрыли в 2018 году – это личная заслуга столичного акима Алтая Кульгинова и президента федерации велоспорта Нурлана Смагулова. Первый свой зарубежный выезд на гонку ребята совершили уже как команда Nur-Sultan Cycling Team. В этом году, впервые за 12 лет был обновлен рекорд групповой гонки на треке. То есть, мы уже видим результаты. На чемпионате мира по треку готовится выступать Артем Захаров. По трековому велоспорту – там была большая проблема с тем, что в Азии из-за пандемии практически не проводилось трековых соревнований. Отменили даже континентальный чемпионат, где дается больше всего очков. В то же время, на других континентах такие чемпионаты провели. Поэтому очень сложно было заработать очки, чтобы завоевать лицензии.

- Расскажите о проекте Vino Junior Team. Уже известно, кто туда попадет и гарантировано ли им трудоустройство в «Астане» в дальнейшем?

- Переговоры по созданию совместного казахстанско-испанского молодежного проекта под эгидой континентального клуба Vino-Astana Motors сейчас действительно ведутся. Проектом занимается Александр Винокуров при поддержке Северо-Казахстанской области. В свою очередь, мы поддерживаем эту инициативу и также окажем от федерации велоспорта любую возможную поддержку. Я думаю, о конкретных результатах переговоров можно говорить чуточку позже. Смысл проекта в том, чтобы молодые казахстанские ребята 17-18 лет получили возможность не только набираться опыта, но и пробовать себя на международных соревнованиях. Поэтому, я думаю, о гарантированном трудоустройстве в «Астану» пока говорить рано.
1
- Будет ли увеличение внимания маунтинбайку с прицелом на Азиатские игры-2022 и Олимпиаду-2024?

- К сожалению, на Олимпиаду мы не отобрались. Надо понимать, что эта дисциплина не имеет у нас такой богатой истории как шоссе, к примеру. На чемпионате Азии в Таиланде в 2019 году наши маунтинбайкеры впервые попали на подиум. Данис Сергиенко занял второе место среди андеров. Шакир Адиль шел вторым, но из-за того что сломалась ручка потерял много времени. Сам по себе маунтинбайк – это спорт, требующий много средств, так как из-за гоночных условий велосипеды необходимо чинить после каждого заезда. Одежда изнашивается и рвется быстрее, чем на шоссе, поэтому, для того, чтобы достойно развивать этот спорт, нужны другие деньги, не те, которые сейчас вкладываются. По показателям массовости в этом виде спорта хочется отметить усилия Алматинской и Костанайской областей. Там тренеры вдохновляют и тренируют молодежь. Видите, когда тренеры не безразличные, хотят работать – всегда будет результат, и им не помещает ничего. Они организовывают несколько областных гонок в году, всегда находят спонсоров, создают большое движение.

В целом, в этом году мы заметно увеличили календарь соревнований местного уровня до 14 стартов, в рамках Национального олимпийского комитета был также немного увеличен бюджет на этот вид спорта. Закуплены современные велосипеды для лучших маунтинбайкеров страны, а в этом году для сборной приобретены необходимые запчасти. В планах увеличение тренерского штаба. Как известно, маунтинбайк состоит из двух основных дисциплин – это кросс-кантри, где у Казахстана есть сборная, которая сейчас показывает хороший уровень развития, и даунхилл. Это вид ранее несколько «провисал». И очень важно, что в сентябре мы впервые провели Кубок Казахстана по даунхиллу. Представьте, в одном только Алматы скоростным спуском занимается порядка 100 человек, а соревнования не проводились. Со следующего года мы планируем уже сформировать национальную сборную по даунхиллу, а также разрабатываем вопрос по открытию профессионального клуба по экстремальным видам велоспорта, к которым как раз относится маунтинбайк и BMX. На базе алматинской команды Almaty Cycling Team, помимо шоссейного велоспорта, откроется подразделение по маунтинбайку, условия в окрестностях Алматы отличные. Поэтому в этом направлении есть над чем поработать и планов тоже много.

- Что делается для развития массового велоспорта в стране на любительском уровне?
- Массовый спорт – это тоже огромный пласт, который помогает популяризировать велоспорт, ведет к становлению здоровой нации и зарождает спортивные традиции. В стране есть огромное количество велолюбителей. Им тоже нужны соревнования в этой категории. При этом, надо отметить, что федерация получает средства только на чемпионаты для спортсменов, а именно на командирование судей и оплату их работы. Работа скорой помощи и ДВД оплачивается из местного бюджета и это опять-таки касается соревнований для спортсменов, а не для любителей. А организация любых соревнований, неважно любительские они или профессиональные всегда несет затраты. Поэтому, если мы организовываем любительский старт - то все расходы несем сами, а плюс еще нужны призы. Поэтому, на таких стартах существует плата за участие. Но в целом, в мире это обычная практика - все подобные соревнования платные.

До пандемии мы уже начали проводить специальные любительские велогонки, большие красочные мероприятия, которые прошли как настоящие спортивные праздники. В наших соревнованиях, а также массовых велопробегах очень часто участвуют семьями, родители приезжают на велосипедах со своими детьми, из таких активных семей и вырастают позже настоящие спортсмены. В марте мы провели индивидуальную гонку по любителям в Таразе, летом мы успели провести велогонку Tour of Kazakhstan в Нур-Султане. Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, мы приняли все меры предосторожности и велогонки, пусть и не на такое большое количество человек, как это могло бы быть при нормальных условиях, прошли на «ура». 9-10 октября мы планируем проведение любительской многодневки Tour of Kazakhstan. Almaty-2021. Дистанция частично повторяет маршрут профессиональной велогонки «Тур Алматы». Так что у наших любителей будут все возможности почувствовать себя профессионалами. Людям нужны такие мероприятия. Сейчас мы ждем улучшения ситуации с пандемией, надеемся на осознанность наших граждан в вопросе вакцинации, и, конечно же, будем постепенно увеличивать наши инициативы в этом направлении.

Источник: https://prosports.kz/news/518576-rasstavanie-s-kazahstanskimi-gonschikami--eto-boleznennyi-vopros-trend-na-omolozhenie-pelotona-kosnulsya-i-nashei-strany