Путь в велоспорте
Мой путь в велоспорте начался в 11 лет. На секцию велоспорта меня позвал друг, он же одноклассник. В те годы очень хотелось на хороших велосипедах покататься. Так и затянуло. Я пробовал заниматься тхэквондо, вольной борьбой, футболом. Занимался по месяцу, по два. Футболом нравилось заниматься, но школа у нас была не очень близко и вставать нужно было слишком рано.
Велоспорт понравился тем, что можно было покататься на велосипеде. Потом городские победы пошли, я родом из Уральска. Особенно стало интересно, когда начались выезды на республиканские соревнования – посещать другие города. Помню свою первую поездку – сразу в Астану, столицу. Из моих знакомых сверстников не каждый мог позволить себе съездить в другой город, я это ценил.

Первые достижения
Первые достижения пошли в младшем возрасте, сначала в городских соревнованиях, потом в 13-14 лет в республиканских соревнованиях по младшим юношам. После того, как показал себя, меня пригласили на обучение сразу две спортивные школы – астанинская и алматинская. Я выбрал Алматы, так как Штыхлин Виталий Николаевич на тот момент и по сей день считается очень сильным тренером. Отучился в алматинском интернате четыре года с 8 по 11 класс. Виталий Николаевич развил мои навыки в велоспорте. Большие победы пошли благодаря нему.
 
Национальная сборная и континентальные клубы
В национальную сборную попал уже в юношеском возрасте, но Штыхлин специалист трекового направления, он развивал меня больше под трек. В юношеском возрасте был только шоссейный клуб, я выступал за него, несколько соревнований провел, но в юниорском возрасте я попал в сборную по треку. В 2009-м году мы уже стали чемпионами Азии в командной гонке преследования и серебряными призерами в мэдисоне по юниорам. Но больше желания было всегда ездить на шоссе. Затем поступило предложение из Италии, и я незамедлительно согласился. Там я отгонялся три года в нескольких итальянских клубах. Получил колоссальный опыт. Затем поступило предложение выступать за Astana Continental Team. И я согласился. После проработал 4 года в Seven Rivers Cycling Team, которая позже стала называться Astana City. И последние три года своей карьеры выступал за Vino Astana Motors.
1
Яркие моменты
Вся карьера была яркой, но, пожалуй, больше всего запомнились те три года, что прожил в Италии. Это был принципиально новый опыт. Уже тогда ощущалась разница в подготовке, да и вообще к самому пониманию, что такое велоспорт. Там очень сильно развились мои личностные качества. Уровень велоспорта там совсем другой, соревнования проводятся по-другому. В Италии в велоспорт идут с 9 лет. В такой маленькой стране вырастает столько профессионалов, это поражает и удивляет. Я старался там учиться всему, что только возможно в плане велоспорта. Мне это помогает по сей день.
1
Положительные стороны и отрицательные стороны велоспорта
Спорт сыграл в моей жизни колоссальную роль. Я родился и жил в не очень благоприятном районе. Судьба знакомых ребят чуть постарше уже в тот момент стала складываться неблагополучно: криминал, наркотики, тюрьма. Меня спорт уберег. Привил совсем другую культуру – культуру здорового образа жизни и здоровых взглядов на жизнь.
Спорт – это дух, это волевые качества на всю жизнь, выносливость, закалка. 200 километров в день, тренировки и соревнования по 5-6 часов. Конечно, это формирует в тебе целеустремленность, укрепляет твой характер.
Из отрицательных сторон – неразвитая инфраструктура. Это касается всего мира. Очень мало мест, где можно полноценно тренироваться профессиональному велосипедисту. И травмы, конечно.
1
Завершение карьеры
Есть несколько причин, почему я завершил карьеру в 2021 году, год назад. Мне к тому времени было 30 лет. Нужно было задумываться о будущем. У меня жена, двое детей. Больше полугода находишься вне дома. Дети растут без тебя. Вторая причина – все нужно делать вовремя. Даже если результаты идут – если ты к 30 годам не попал в профессиональную команду, в любую, не обязательно в «Астану», то, на мой взгляд, пора остановиться и рассмотреть другие виды заработка.
Еще одна из причин – на последних соревнованиях произошло достаточно сильное падение. После этого я практически больше не садился на велосипед. Это был сентябрь 2021 года. Отдохнул с семьей. Затем начал задумываться, где мне дальше работать.
 
Работа в федерации
После завершения карьеры, конечно, в первую очередь я рассматривал все, что касается велоспорта. Велоспорту я посвятил практически всю свою жизнь. Хотелось помогать велоспорту. Когда мне поступило предложение работать на федерации, я, не думая, согласился. Это моя первая работа в жизни, не связанная с вращением педалей.
Оказалось, что работать в офисе не так-то просто. Во-первых, непривычно. Я все время работал активно, на велосипеде. Только тренировки и соревнования. Переход на сидячую работу дался мне нелегко. Однако входить в колею было попроще, так как остался все же в знакомой сфере. Сложности с компьютером были, особенно с Excel.
В первый месяц работы сильно помогли коллеги. Меня удивило, что в составе федерации не очень много сотрудников, и колоссальная работа, охватывающая нашу большую страну, ведется из одного кабинета силами небольшого штата. Когда я был спортсменом, я не осознавал, как много обязанностей выполняет федерация. Теперь, когда рассказываю об этом велосипедистам, они мне не верят (смеется).
Сейчас у меня менеджерская работа, работа с клубами, что меня радует, так как после карьеры велосипедиста хочется продолжать вносить свой вклад в развитие велоспорта в Казахстане.
 1
Свободное время и планы на будущее
Свободное время стараюсь проводить с семьей и саморазвиваться. Я хорошо владею итальянским языком, а вот английский приходится все время подтягивать. В федерации он очень нужен. Изучаю спортивный менеджмент.
В будущем, конечно, хотелось бы поработать в качестве тренера. Недавно попробовал себя в этом амплуа, помогая Тимуру Харисову в подготовке юниорской трековой сборной в темповых дисциплинах перед чемпионатом Азии. Постарался в краткие сроки научить ребят всему, что знаю. Судя по результатам, получилось неплохо (прим. – три золотые медали).
1