Актобе принято считать родиной казахстанского велоспорта: именно там, 106 лет назад, 6 июля 1914 года прошла первая велосипедная гонка, в которой приняли участие 12 человек. Заметку об этом соревновании все еще можно найти в местном архиве, в 19 выпуске журнала «Актюбинский вестник». Победителем первой гонки, прошедшей на территории Казахстана, стал Сибагат Забиров.

На сегодняшний день Актюбинская область уступает в развитии велосипедного спорта другим регионам, но возобновление велосипедных традиций в Западном Казахстане является приоритетной задачей для федерации.

О жизни актюбинского велосообщества для рубрики «Велоспорт в регионах» рассказал руководитель управления физической культуры и спорта Актюбинской области Евгений Гончаров.

Стоит отметить, что Евгений Гончаров — заслуженный мастер спорта Республики Казахстан по гиревому спорту, 12-кратный чемпион мира, 28-кратный чемпион Казахстана, чемпион Азии, 3-хкратный чемпион Европы, абсолютный рекордсмен Казахстана, рекордсмен мира среди юниоров. На данный момент ему принадлежат 4 действующих рекорда Казахстана.

Евгений, вы ведь не просто представитель местного государственного органа, для которого развитие спорта в регионе — обычная работа. Судя по вашей деятельности, вы горите спортом, и велоспортом в частности. Расскажите, почему вы так ратуете за развитие велоспорта и триатлона, ведь вы гиревик?

— Ну, во-первых правильно будет сказать, что нынешняя должность обязывает меня развивать все виды спорта, культивируемые в нашей области. Но особое внимание мы, конечно же, уделяем развитию массовых видов спорта, чтобы максимально привлечь не только наших детей, молодежь, но и людей старшего поколения к занятиям физической культурой и спортом. И, как вы знаете, в послании народу Казахстана президент РК Касым-Жомарт Кемелевич Токаев особое внимание уделил развитию массовых видов спорта, что нужно направить все имеющиеся ресурсы на увеличение людей занимающихся физкультурой и спортом. За последние годы мы вернули в город полумарафон, за 5 лет в наших забегах приняли участие свыше 40 тысяч жителей города и области. Aqtobe Marathon 2019, к примеру, собрал участников с шести стран мира и всех областей республики. Возобновили традиционные велопробеги, насчитывающие до 500 участников, впервые в истории провели соревнования по триатлону, вертикальному забегу, эстафеты «Экиден» среди рабочих коллективов и т.д. В большинстве соревнований я лично принимаю участие для того чтобы изнутри понять все плюсы и минусы нашей организации и удобства для участников.

В детстве я перепробовал большое количество видов спорта, но по-настоящему я полюбил и включился только в два вида, где мечтал стать чемпионом. Первая любовь – это велоспорт. В подростковом возрасте мне хотелось велосипед, и я пошел на секцию велоспорта. Поначалу велосипед, как и всем ребятам, мне не давали. Я обижался и переставал заниматься. Потом снова возвращался. И так шесть раз. В 1994 году пришел окончательно. В то время, да и сейчас также, все дети шли в велоспорт из-за велосипеда. Пришел зимой. Тренер меня не хотел брать. Выполнил норматив  кандидата в мастера спорта по велоспорту. Мое крайнее соревнование было в 2001 году: я ехал первую спартакиаду народов Казахстана, хотя в это время уже являлся мастером спорта по гиревому спорту, чемпионом Казахстана, победителем первенства мира и рекордсменом мира среди юниоров по гиревому спорту, ведь до последнего надеялся о продолжении карьеры в велосипедном спорте.

Почему перестали заниматься велоспортом?

— Бросил из-за отсутствия финансирования: не было ни сборов, ни выездов на соревнования. Развитие в нашем регионе остановилось. Хотя история велосипедного спорта в Актюбинской области богатая. Все-таки у нас были достойные имена. Марчук Николай Евгеньевич, Владимир Иванович Олейник и много других достойных имен. Сами знаете, что более ста лет назад в Актобе состоялась первая велосипедная гонка по велоспорту. Мой тренер, Борматенков Константин Прохорович, был победителем Центрального Союза. Как раз-таки там он выполнил мастера спорта. Но так как без спорта я не мог — я пошел в тренажерный зал, чтобы подкачаться. Шоссейники же не самые большие парни. Еще время было неспокойное. Хотел прогнать со двора наркоманов, которые заполонили наш район. Когда пришел в зал и пытался поднять гирю, то находящиеся  в зале тренера по другим видам спорта высмеяли меня тогда, сказав, что это тебе не педали крутить. Тогда я им ответил, что стану лучшим в этом виде спорта. Вот так и попал в гиревой спорт.

Какую роль сыграл велоспорт в вашей карьере гиревика?

— Велоспорт дал мне очень много в плане выносливости. Это была колоссальная помощь. Велоспорт подарил мне большое сердце и легкие объемом 7,3 литра, что дало мне преимущество перед другими спортсменами. Это же преимущество у меня есть и теперь, когда я стал заниматься любительским триатлоном.

Как обстоят дела с велоспортом в Актюбинской области на сегодняшний день?

— В данный момент велоспорт переживает свои не лучшие времена. Дела немного улучшились с развитием триатлона в Актобе, это же смежный с велоспортом вид. У нас сейчас строится триатлон-парк. На днях заканчиваем дорожку. Само здание планируем в ноябре сдать. А тартан на беговую дорожку постелем уже весной следующего года.

Секция велоспорта в Актобе есть в детско-юношеской школе «Жастар». Я хочу перенести эту секцию в новый парк, поменять базу, поскольку у школы нет условий, чтобы воспитывать наших юных велосипедистов, как раз-таки там у них появится отличная база, 2,5 километра круг для начальной подготовки, это будут отличные условия для наших юных спортсменов.

Нурлан Смагулов в этом году предложил хорошую инициативу — провести «Тур Алматы» для любителей. К сожалению, из-за пандемии эту идею воплотить не удалось. Но в следующем году я считаю, что надо географию расширить, поскольку количество тех же триатлетов и любителей велосипедного спорта с каждым годом растет в геометрической прогрессии. Мы недавно собирались объединительным заездом — шоссеры и мтбшники, чтобы понять, сколько нас активных катается. Кинули клич и за один вечер к утру собрали  50 человек только в Актобе. Конечно, собралась только часть любителей. На массовый велозаезд мы собирали до 500 участников.

На самом деле очень много велолюбителей в Казахстане. Если говорить о проблемах, то их у нас достаточно с велоспортом. Первое — это отсутствие велодорожек. В Актобе их у нас мало, всего 1 километр на центральной улице города. Но сейчас этот вопрос находится на личном контроле акима города Актобе – Асхата Шахарова, который уже несколько раз выезжал с велосообществом «Велопульс Актобе» по улицам нашего города, дабы лично вглянуть на проблему и решить ее в скорейшем будущем. Второе — это культура на дорогах, не позволяющая безопасно ездить по дорогам.

А вот такие мероприятия, как «Тур Алматы» позволят привлечь внимание к велоспорту и к велосипедисту как к участнику дорожного движения. Велосипедная культура очень низкая. Проведение масштабных гонок будет привлекать внимание к этой проблеме.

А сам по себе Актобе — спортивный город? Какие виды спорта наиболее развиты у вас?

— Актобе — это футбольный город. ФК «Актобе» один из самых титулованных клубов страны — 5-кратный чемпион Казахстана! Тут самые крутые болельщики. Они прославлены на весь Казахстан и СНГ. Второй по популярности вид — это MMA. Как вы знаете, два наших бойца попали в UFC , что является на самом деле историческим моментом. Мы также горды нашими борцами по греко-римской и вольной борьбе, на данный момент ждем от которых отличного выступления на предстоящих Олимпийских играх.

Есть ли в Актобе крупные велосообщества, которые популяризируют велоспорт, как это делают в Алматы, например, AlmatyBroTeam?

— На данный момент у нас есть два сильных велосообщества, три с триатлоном. Iron Tulip, VeloTime — ему уже больше 5 лет, недавно появился клуб VeloPulse.

Где в Актобе тренируются велосипедисты?

— Тренируемся за городом. Выезжаем на трассу Актобе-Оренбург. Также у нас есть северный объезд. Вокруг города удобнее всего тренироваться. Там и местность холмистая, и небольшое количество машин ездит. Хорошая, широкая трасса. Нам наиболее комфортно там тренироваться.

И напоследок расскажите самое запоминающееся событие, связанное с велоспортом.

— Это была республиканская гонка, она была у нас в конце августа. Была сильная жара в Алматы. Порядка 35-36 градусов стояла жара и нас тогда стартануло около 100 человек, а доехали до финиша всего 12. В итоге было очень много отрывов, отвалов, сходов и падений. Я уже заголодал километров за сорок, наверное, гонка была примерно 130 км протяженностью. Я отстал от своего отрыва. А там вдоль поселка сидели бабушки, продавали огурцы, помидоры, яблоки. В общем, я, проезжая каждые 200 метров, просил по огурчику, по помидорчику, по яблочку, раз 5-6. После этого я как-то так быстро восстановился, догнал тех, кто от меня уехал, в итоге, мы гонку продолжили втроем, там была два парня с Киргизии. Едем. Перед нами возник подъем. Внезапно один из них, понимая, что сил на подьем у него нет, падает уставший на обочину, вслед за ним второй, а далее и я сам на автомате за ними. Минут через 30 спускается вся делегация — судьи, тренеры и кричат нам, что до финиша оказывается оставалось всего лишь 700 метров! Вот так мы и не попали в зачет гонки. А на обратном пути после гонки еще и заблудились. В тот день мы накатали обьем в 220 км.