В своем интервью для пресс-службы Казахстанской федерации велосипедного спорта маунтинбайкер Кирилл Казанцев рассказал, как сложился для него 2017 год, как обстоит ситуация с развитием МТБ в Казахстане на сегодняшний день, а также есть ли у страны шансы заполучить лицензию на Олимпиаду в Токио.

5db342220e71d1c8976dc0d50869c2f9

— Маунтинбайк в Казахстане на сегодняшний день неразрывно связан с вашим именем, и это вполне закономерно – вы лидер национальной сборной по маунтинбайку, самое сильное ее звено. В прошлом году Казахстанская федерация велосипедного спорта ввела хорошую традицию – награждать спортсменов в различных номинациях по итогам года. Вы стали лучшим спортсменом Казахстана по маунтинбайку в 2016 году, а теперь и в 2017. Расскажите, как сложился для вас этот год?

— Довольно непросто. На протяжении этого сезона я столкнулся со многими сложностями, но все-таки удалось добиться неплохих результатов. В начале августа хорошо выступил на Кубке Азии в Малайзии – занял первое место. Там же, кстати, хорошо себя показали юниоры и юноши. Денис Сергиенко взял бронзу, Татьяна Богданова серебро, а Дмитрий Потапенко – золото.
В ноябре на еще одном этапе Кубка Азии, тоже прошедшего в Малайзии, стал лидером в общем зачете, взяв первое место в кросс-кантри. До этого на третьем этапе Кубка в Восточном Тиморе занял второе место в этой же дисциплине.

— Где было сложнее всего?

— На последнем этапе Кубка Азии в Малайзии. В ноябре там сезон дождей, и трасса была очень скользкой.

— Соревнования по маунтинбайку проходят в разных странах на разных континентах. Какие климатические условия вам подходят больше всего?

— Климат азиатских стран подходит мне больше всего. Тот же самый Китай, а точнее самые теплые его регионы. Мне просто нравится ездить в жарком климате. В холодную погоду я, как правило, не могу разогнаться и показать хороший результат.

— Какие планы на следующий год?

— Основной старт следующего года – это Азиатские игры в Индонезии. К сожалению, на Азиатских играх наша страна в маунтинбайке еще ни разу не занимала призовых мест. И я, конечно, постараюсь показать там лучший результат. А ближайший важный старт – чемпионат Азии, который пройдет в мае.
Сейчас нужно как-то решить проблему с велосипедом. В августе «Proteamshop» в качестве спонсорской помощи купили мне оборудование. Сами понимаете, оборудование высокого класса очень дорогое. То, что они мне купили – стоит миллион триста тысяч. Я на нем уже свое отъездил, думаю, до чемпионата Азии дотянет, но он уже почти рассыпается. Нужен новый велосипед.

— Как обстоит ситуация с развитием МТБ на данный момент?

— Ситуация из года в год становится лучше, но мы все равно очень сильно уступаем своим соперникам в техническом оснащении. Пока мы делаем один шаг, китайцы, к примеру, к этому времени опережают нас уже на три шага.

— Как вы думаете, что помогло бы помочь в развитии маунтинбайка?

— Самый наилучший вариант, на мой взгляд – это создание собственной велокоманды, как «Track Team Astana» или «Astana City». В МТБ затрат меньше, чем на шоссе. Отсутствие команды – большой минус для развития маунтинбайка. Скажем, приходят молодые спортсмены, юниоры. Чтобы попасть в сборную – им нужно выиграть тех спортсменов, которые уже в составе сборной, которые физически на голову сильнее. Не получается попасть в сборную – все, на этом можно считать карьеру в МТБ законченной, приходится либо вообще бросать велоспорт, либо переходить на шоссе или на трек. Да и сами тренера талантливых гонщиков стараются отдать на шоссе или на трек, так как в МТБ перспективы небольшие. А если будет команда, то ребята будут знать, что есть куда стремиться, что в составе команды можно будет неплохо подготовиться.
Насколько я знаю, вопрос по созданию велокоманды по маунтинбайку решается. Надеюсь, что в следующем году он уже решится окончательно в положительную сторону.

5ee63dd1c1b8d11b11183e1576921871

— Тем не менее, вас не испугали те сложности, с которыми вам пришлось столкнуться за период карьеры велосипедиста. Почему вы выбрали маунтинбайк, а не шоссе или трек?

— Я считаю, что маунтинбайк – наиболее честный вид в велоспорте.

— Что вы имеете в виду?

— Вот представьте: на треке и на шоссе же можно сидеть в слипстриме, отдыхать где-то. А на байке нет такого. Что ты сидишь за кем-то, что ты не сидишь – без разницы. Стартанули все и поехали на всю катушку. Всё. Сколько у тебя сил есть, сколько умения есть, техники твоей, подготовлен ты насколько – показываешь свой максимум. Нету такого, что ты где-то схалявил, отсиделся на колесе, отдохнул. Поэтому я считаю, что более честный. Примерно, как разделка на шоссе. Все стартуют в одинаковых условиях.

— Наверное, еще повлияло то, что родились и выросли в горном Алматы?

— Отчасти. Мои способности заметил тренер. Спросил, не хочу ли заниматься маунтинбайком. Я согласился. А в целом к велоспорту был близок с детства. У меня отец занимался велоспортом, позже тренировал, и мама занималась велоспортом.

— Ваша супруга ведь тоже связана с велоспортом?

— Да, мы как раз-таки познакомились с ней на соревнованиях в Бишкеке.

— Вашей дочери три года. Планируете в будущем способствовать тому, чтобы она занималась велоспортом?

— Мне бы хотелось, конечно. Но супруга против (смеется).

24883227_388639448231979_2446197071099219029_o

— И вопрос напоследок: Казахстану еще ни разу не удавалось завоевать лицензию на участие в Олимпийских играх в маунтинбайке. Есть ли шансы на 2020 год?

— Со стороны спортсменов – мы сделаем все возможное, приложим максимум усилий. А вот все остальное – оборудование, поездки, подготовка – не от нас зависит.
Отборная система на Олимпийские игры достаточно сложная, по очкам. Отбор начинается с 25 мая 2018 года. Два года будет идти отбор. Получается, надо будет два года ездить и зарабатывать очки. Если следующий сезон будет таким же, как этот – очки набрать будет проблематично, нужно больше событий в календаре.
Есть еще возможность: в следующем году на чемпионате Азии 2019 года будут разыграны лицензии на Олимпийские игры за 1, 2 и 3 места. Но тут опять же ничего точно сказать нельзя. На прошлом отборе на чемпионате Азии я ехал вторым, был близок к тому, чтобы получить лицензию на Олимпиаду в Рио. Но у меня сломался велосипед, в итоге заехал 4-м.