Второй выпуск рубрики «Моя велосипедная история» позволит взглянуть на любительский велоспорт изнутри, глазами велолюбителя и популяризатора велодвижения в Алматы Куаныша Утегенова.

Куаныш Утегенов стоял у истоков создания первого в Казахстане любительского велоклуба Almaty Bro Team, красно-белую форму которой, пожалуй, видел на дорогах южной столицы каждый алматинец.

Велосипед в моей жизни был всегда

Серьезно велоспортом я увлекся сравнительно недавно, как и многие велолюбители моего возраста, после 2006 года, когда появилась профессиональная велокоманда «Астана» и прогремели первые победы Александра Винокурова. Волна интереса захлестнула меня особенно сильно после завоевания Винокуровым олимпийской медали в Лондоне. Когда понимаешь, что твой соотечественник, который мог бы жить на соседней улице, в твоем городе, в твоей стране, может выигрывать Олимпийские игры — это очень мотивирует. Хочется тоже стать частью этой победы, почувствовать, каково это — крутить педали в гору и преодолевать себя.

Хоть я и увлекаюсь велоспортом недавно, велосипед в моей жизни был всегда. Я рос на окраине Уральска. Даже у нас там на 2-3 двора был один велосипед. Учился я кататься на «Урале», под рамкой. Такое обучение нереально повышает скилл. Да, были падения, но зато потом велосипедом владеешь потом хорошо.

Я помню свой первый велосипед, это был «Орленок» с никелированными крыльями, правда, очень быстро у меня его украли около магазина. Было два типа людей — которые покупали велосипед и вторые, которые их воровали, но все они любили велосипеды. Я хочу сказать, что детство советского ребенка прочно ассоциируется с велосипедом. Это было самое желанное для детей: иметь велосипед.

Как появился Almaty Bro Team

У меня и еще у моих двух товарищей был постоянный маршрут: мы катались по астанинской трассе от Каскелена до поселка Курты. Это ровно 100 километров. В начале июня 2013 года, увидев у меня в инстаграме фото-отчёт об очередной поездке на Курты, ко мне обратился мой брат, Темиржан Абдрахманов, он спросил, а можно мы с друзьями к вам присоединимся? Конечно можно! Это было 8 июня, 2013 года. Неожиданно для нас вместе с Темиржаном приехало 19 человек! Целая команда.

Впервые я узнал, что такое пелотон, как себя в нем вести, как он помогает ехать против ветра. Вечером того же дня Андрей Линник, сейчас он возглавил алматинскую федерацию велоспорта, создал группу в WhatsApp. Сначала решили назвать команду Almaty Pro Team, потом я предложил заменить слово Pro на Bro, мы же все-таки не профессионалы. Звучит одинаково, а смысл меняется. Хотя у нас в команде есть бывшие профессионалы, кто выступал на международных соревнованиях — Вадим Кравченко, Дмитрий Муравьев, Евгений Непомнящий, Аркадий Ким, Бахтияр Мамыров. Есть крупные бизнесмены — Раимбек Баталов, Зейнулла Какимжанов. С самого начала с нами Нурлан Смагулов. 8 июня мы прокатились впервые, а 9 июня был городской велопробег, приезжал Винченцо Нибали, он как раз победил на «Джиро», и уже тогда с нами был Нурлан Эркебуланович. Он всегда нас активно поддерживает, оказывает клубу спонсорскую помощь, организовывает ежегодные выезды, сплачивает команду.

Almaty Bro Team — это такое комфортное сообщество разных по статусу, стилю жизни, профессии людей, единых в своей страсти к велоспорту.

В 2013 году над нами смеялись

В 2013 году это было немного непривычно, когда ты в лайкре, с далеко неспортивной фигурой едешь по городу, все на тебя смотрят, улыбаются, даже смеются. Это надо было все пережить. Но потом буквально через полгода в наш Instagram посыпались сообщения от желающих вступить в клуб. Мы получали шквал обращений. На первых порах мы брали всех желающих. Многие отсеялись, поняв, что велоспорт им не подходит. Это свобода выбора каждого, а мы давали возможность попробовать, проникнуться.

Затем мы столкнулись с такой проблемой, что большое количество людей в пелотоне небезопасно, начались падения, травмы, поэтому мы приняли решение ограничить количество членов команды до 50 человек. В дальнейшем в клуб стали приниматься только те, у кого есть рекомендация пяти членов клуба. Теперь получается принимать 1-2 человека в год, ротация небольшая идет, кто-то приходит, кто-то уходит.

Мы были первыми

Мы гордимся тем, что это первая любительская команда в Казахстане. Мы были первыми. Потом по нашему примеру стали создаваться другие любительские клубы Их сейчас очень много. Есть такие крупные команды, как наша — это Apple City Team, Alatau Racing Team и очень много триатлонных команд, но они более профессионально занимаются с тренерами, готовятся к соревнованиям. Мы все-таки остаемся клубом любителей, друзей, тех, кто действительно ставит на первое место дружбу и общение.

Соревнования и тренировки

Мы тренируемся в режиме локдауна изолированно, по 2-3 человека, но когда все закончится, у нас начнутся командные выезды по субботам. У нас есть своя брендированная форма, кстати. Ежегодно наши спонсоры помогают нам с приобретением формы.

Велолюбители могут участвовать в любых любительских соревнованиях. Сейчас их стало очень много. Буду основываться на 2019 годе. Самое известное соревнование — это Tour of World Class, проводится с 2014 года. Оно собирает ежегодно от 700 до 1000 участников. Это много для велоспорта, 200 человек — это уже лавина, а 700… Это нужно постоять на старте, почувствовать. Есть и другие фитнес-центры, которые проводят гонки. Федерацией велоспорта проводится чемпионат в категории Masters в Талгаре. И в Астане на треке проводятся любительские соревнования Track Man. Если вы любитель, то есть к чему тренироваться.

Велоспорт — это игра

Мой товарищ, который занимается бизнесом в сфере продажи спортивных товаров, говорит, что во время карантина количество покупателей сильно возросло. Видимо, на карантине у людей было время подумать о своей жизни, о здоровье. Сейчас всем, кто работает в спорте, нужно воспользоваться этим моментом — это прекрасный период для развития спорта. Люди осознали, что здоровье не купишь и нужно поддерживать себя в хорошей физической форме.

Нам нужна поддержка государства, развитие велоспорта неразрывно связано с городской инфраструктурой. Если инфраструктура позволит жителям городов ездить на работу не на автобусе, не на автомобиле, а на велосипеде, они предпочтут последнее. И попадут в огромный мир велоспорта!

Велоспорт — это игра. У вас есть снаряд — велосипед. У вас есть атрибуты — форма, шлем, очки. Все яркое, красивое. Элемента этой игры не хватает взрослым людям. Тем, кто старше 30-40 лет, им хочется того, что они недополучили в детства, не доиграли. И у каждого, кто едет на велосипеде (не важно длинную тренировку, велопрогулку, на работу) вселяется дух соперничества: обогнать того, кто обогнал тебя. Во всех случаях велоспорт  приносит удовольствие.